История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Раздел первый
Основные государственные законы
1. Государство Российское едино и нераздельно.
2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.
3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.
Глава первая
4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает.
5. Особа государя императора священна и неприкосновенна.
6. Та же верховная самодержавная власть принадлежит государыне императрице, когда наследство престола в порядке, для сего установленном, дойдёт до лица женского; но супруг ее не почитается государем: он пользуется почестями и преимуществами наравне с супругами государей, кроме титула.
7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой.
8. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе.
9.Государь император утверждает законы и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.
10.Власть управления во всём ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчинённого определённая степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям.
11. Государь император в порядке верховного управления издает в соответствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.
12.Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.
13.Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.
14.Государь император есть державный вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами российского государства. Он определяет устройство армии и флота и издаёт указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства. Государем императором в порядке верховного управления устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота.
15.Государь император объявляет местности на военном или исключительном положении.
16.Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.
17.Государь император назначает и увольняет председателя Совета Министров, министров и главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.
18.Государь император в порядке верховного управления устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы.
19.Государь император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий.
20.Государь император издаёт непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых государевыми, кои, всегда принадлежат царствующему императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.
21.Государю императору как главе императорского дома принадлежат, согласно учреждению об императорской фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же определяется также устройство состоящих в ведении министра императорского двора учреждений и установлений, равно как порядок управления оными.
22.Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законами судами, решения коих приводятся в исполнение именем императорского величества.
23.Государю императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождением их от суда и наказания, а также сложение, в путях монаршего милосердия, казённых взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.
24.Указы и повеления государя императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издаваемые, скрепляются председателем Совета Министров или подлежащим министром, либо главноуправляющим отдельной частью и обнародываются Правительствующим сенатом.
Глава вторая
О порядке наследия престола
25.Императорский всероссийский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем императорском доме.
26.С императорским всероссийским престолом нераздельны суть престолы: Царства Польского и Великого княжества Финляндского.
27.Оба пола имеют право к наследию престола, но преимущественно принадлежит сие право полу мужескому по порядку первородства; за пресечением же последнего мужеского поколения наследия престола поступает к поколению женскому по праву заступления.
28.Посему наследие престола принадлежит прежде всех старшему сыну царствующего императора, а по нем – всему его мужескому поколению.
29. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго сына императора и в его мужеское поколение; по пресечении же второго мужеского поколения наследство переходит в род третьего сына и так далее.
30.Когда пресечется последнее мужеское поколение сыновей императора, наследство остается в сем же роде, но в женском поколении последнецарствовавшего, как в ближайшем к престолу, и в оном следует тому же порядку, предпочитая лишь мужеское женскому; но при сем не теряет никогда права то женское лицо, от которого право беспосредственно пришло.
31. По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего императора-родоначальника, в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнецарствовавшего рода сего сына по нисходящей от него или от сына его старшей, или же, за неимением нисходящих, по боковой линии, а в недостатке сей родственницы, то лицо мужеское или женское, которое заступает её место, с предпочтением, как и выше, мужеского пола женскому.
32. По пресечении и сих родов наследство переходит в женский род прочих сыновей императора-родоначальника, следуя тому же порядку, а потом – в род старшей дочери императора-родоначальника, в мужеское ее поколение; по пресечении же оного – в женское ее поколение, следуя порядку, установленному в женских поколениях сыновей императора.
33. По пресечении поколений мужеского и женского старшей дочери императора-родоначальника наследство переходит к поколению мужескому, а потом – к женскому второй дочери императора-родоначальника и так далее.
34. Младшая сестра, хотя бы и сыновей имела, не отъемлет права у старшей, хотя бы и незамужней; брат же младший наследует прежде старших своих сестер.
35. Когда наследство дойдет до такого поколения женского, которое царствует уже на другом престоле, тогда наследующему лицу предоставляется избирать веру и престол, и отрешись вместе с наследником от другой веры и престола, если таковой престол связан с законом; когда же отрицания от веры не будет, то наследует то лицо, которое за сим ближе по порядку.
36. Дети, происшедшие от брачного союза лица императорской фамилии с лицом, не имеющим соответственного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, на наследование престола права не имеют.
37. При действии правил, выше изображенных о порядке наследия престола, лицу, имеющему на оный право, предоставляется свобода отрешись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании престола.
38. Отречение таковое, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным.
39. Император или императрица, престол наследующие, при вступлении на оный и миропомазания обязуются свято соблюдать вышепостановленные законы о наследии престола.
Глава третья
О совершеннолетие государя императора, о правительстве и опеке
40. Совершеннолетие государям обоего пола и наследнику императорского престола в шестнадцать лет.
41. При вступлении на престол императора прежде сего возраста, до совершеннолетия его, учреждается правительство и опека.
42. Правительство и опека учреждаются или в одном лице совокупно, или же раздельно, так, что одному поручается правительство, а другому – опека.
43. Назначение правителя и опекуна, как в одном лице совокупно, так и в двух лицах раздельно, зависит от воли и усмотрения царствующего императора, которому для лучшей безопасности следует учинить выбор сей на случай его кончины.
44. Когда при жизни императора такового назначения не последовало, то по кончине его правительство государства и опека над лицом императора в малолетстве принадлежат отцу или матери; отчим же и мачеха исключаются.
45. Когда нет отца и матери, то правительство и опека принадлежат ближнему к наследию престола из совершеннолетних обоего пола родственников малолетнего императора.
46. Законные причины неспособности к правительству и опеке суть: 1) безумие, хотя бы оно было временное; 2) вступление вдовых во время правительства и опеки во второй брак.
47. Правителю государства полагается Совет правительства; и как правитель без Совета, так и Совет без правителя существовать не могут.
48. Совет составляют шесть особ первых двух классов по выбору правителя, который назначает и других, при случающихся переменах.
49. Мужеского пола особы императорской фамилии могут заседать в сем Совете по выбору правителя, но не прежде своего совершеннолетия и не в числе шести особ, оный составляющих.
50. В Совет правительства входят все без изъятия дела, подлежащие решению самого императора, и все те, которые, как к нему, так и в Совет его вступают; но опеки Совет не касается.
51. Правитель имеет голос решительный.
52. Назначение Совета и выбор членов оного полагается в недостатке другого распоряжения скончавшегося государя, ибо оному должны быть известны обстоятельства и люди.
Глава четвёртая
О вступлении на престол и присяге подданства
53. По кончине императора наследник его вступает на престол силою самого закона о наследии, присвоящего ему сие право. Вступление на престол императора считается со дня кончины его предшественника.
54. В манифесте о восшествии на престол возвещается вместе и законный наследник престола, если лицо, коему по закону принадлежит наследие, существует.
55. Верность подданства воцарившемуся императору и законному наследнику, хотя бы он и не был наименован в манифесте, утверждается всенародной присягой.
56. Каждый присягает по своей вере и закону.
Примечание 1. Правительствующий сенат, напечатав клятвенное обещание по установленной форме (приложение V) , рассылает оное в потребном числе экземпляров ко всем вообще, как военным, так и гражданским начальствам, сообщая о том и святейшему Синоду для сообразного с его стороны распоряжения. Каждый приводится к присяге своим начальством в соборах, монастырях или приходских церквах, по удобности; находящиеся под стражей, но ещё не осужденные к лишению прав, приводятся к присяге начальством тех мест, где они содержатся. Иноверцы, где нет церкви их исповедания, приводятся к присяге в присутственном месте, при членах оного. Каждый присягнувший на верность подданства, если он писать умеет, подписывает печатный лист, по коему он присягал. Листы сии в последствии доставляются от всех начальств и ведомств в Правительствующий сенат.
Примечание 2. К присяге приводятся все вообще подданные мужеского пола, достигшие двенадцатилетнего возраста, всякого чина и звания.
Глава пятая
О священном короновании и миропомазании
57. По вступлении на престол совершается священное коронование и миропомазание по чину православной Греко-российской церкви. Время для торжественного сего обряда назначается по высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие.
58. Совокупно с императором, по изволению его, приобщается сему священнодействию и августейшая его супруга. Но если бы коронование императора последовало прежде вступления его в брак, то коронование супруги его совершается впоследствии не иначе, как по собственному его соизволению.
Примечание 1. Священный обряд коронования и миропомазания совершается в
московском Успенском соборе в присутствии высших государственных
правительств и сословий, по высочайшему назначению к сему призываемых.
Коронование императоров, как царей польских, заключается в одном и том же
священном обряде; депутаты Царства Польского призываются к учавствованию в
сем торжестве вместе с депутатами прочих частей империи.
Примечания 2. Император пред совершением сего священного обряда по обычаю древних христианских государей и боговенчанных его предков произносит вслух верных его подданных символ православно-кафолической веры и потом, по облечении в порфиру, по возложении на себя короны и по восприятии скипетра и державы призывает царя царствующих в установленной для сего молитве с коленопреклонением; да наставит его, вразумит и управит в великом служении, яко царя и судью царству всероссийскому, да будет с ним приседящая божественному престолу премудрость, и да будет сердце его в руку божию, во еже вся устроити к пользе врученных ему людей и к славе божией, яко да и в день суда его непостыдно воздаст ему слово.
Глава шестая
О титуле Его императорского величества и о государственном гербе
59. Полный титул императорского величества есть следующий: ”Божией поспешествующей милостью, мы, NN, император и самодержец всероссийский, московский, киевский, владимирский, новгородский; царь казанский, царь астраханский, царь польский, царь сибирский, царь Херсонеса Таврического, царь грузинский; государь псковский и великий князь смоленский, литовский, волынский, подольский и финляндский; князь эстляндский, лифляндский, курляндский и семигальский, самогитский, белостокский, корельский, тверской, югорский, пермский, вятский, болгарский и иных; государь и великий князь Новгорода низовския земли, черниговский, рязанский, полотский, ростовский, ярославский, белозерский, удорский, обдорский, кондийский, витебский, Мстиславский, и вся северные страны повелитель; и государь иверской, карталинской и кабардинской земли и области арменская; черкасских и горских князей и иных наследный государь и обладатель; государь туркестанский; наследник норвежский, герцог шлезвиг-голштинский, стормармандский, дитмарсенский и ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая”.
60. В некоторых, законом определенных, случаях сей титул императорского величества изображается сокращённо: ”Божией поспешествующей милостью, мы, NN, император и самодержец всероссийский, московский, киевский, владимирский, новгородский; царь казанский, царь астраханский, царь польский, царь сибирский, царь Херсонеса Таврического, царь грузинский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая”.
В других, также законом определенных, случаях употребляется титул императорского величества краткий, в следующем виде: ”Божией милостью, мы, NN, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь лифляндский и прочая, и прочая, и прочая”.
61. Российский государственный герб есть в золотом щите черный, двоеглавый
орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми третья, такая же, в большем виде, корона с двумя развевающимися концами ленты ордена святого апостола Андрея Первозванного. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червленом щите святой великомученик и пободоносец Георгий на коне, поражающий дракона золотым копьем.
В большой государственной печати щит с вышеописанным двоеглавым орлом увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского и окружен цепью ордена святого апостола Андрея Первозванного; по сторонам его – изображения святых архистратига Михаила и архангела Гавриила; над всем – золотая усеянная двоеглавыми орлами и подложенная горностаем сень с надписью: ”С нами Бог”; над сенью – императорская корона и государственная хоругвь. Вокруг щита изображаются родовой Его императорского величества герб и гербы царств казанского, астраханского, польского, сибирского, Херсонеса Таврического и грузинского, и великих княжеств киевского, владимирского, новгородского и финляндского; над сенью – соединенные на шести щитах гербы всех прочих княжеств и областей, упоминаемых в полном императорском титуле (ст. 59). Сей полный императорского величества титул помещается на краях печати.
В средней государственной печати помещаются те же, как и на большой, изображения, кроме лишь государственной хоругви и шести верхних над сенью щитов с соединенными гербами княжеств и областей. На краях – императорский титул в сокращенном виде (ст.60, п. 1 ).
Малая государственная печать вообще сходствует со средней, но в ней нет изображений святых архангелов и родового герба Его императорского величества, а окружающие главный щит гербы царств и великих княжеств помещаются на крыльях орла. На краях печати – императорский титул в кратком изложении (ст. 60, п. 2).
Глава седьмая
О вере
62. Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть христианская кафолического восточного исповедания.
63. Император, престолом всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной (ст. 62).
64. Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в церкви святой благочиния.
65. В управлении церковном самодержавная власть действует посредством святейшего Правительствующего синода, ею учрежденного.
66. Все не принадлежащие к господствующей церкви подданные Российского государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в российской службе или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.
67. Свобода веры присвояется не токмо христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам; да все народы, в России пребывающие, славят Бога всемогущего разными языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование российских монархов и моля творца вселенной об умножении благоденствия и укреплении силы империи.
68. Дела церковные христиан иностранных исповеданий и иностранцев в империи Российской ведаются их духовными властями и особенными правительствами, верховной властью к сему предназначенными.
Примечание. Правила охранения веротерпимости, и пределы ее означены в Уставах по принадлежности.
Глава восьмая
О правах и обязанностях российских подданных
69. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом.
70. Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия сословий подлежит воинской повинности согласно постановлениям закона.
71. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.
72. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенных.
73. Никто не может быть задержан под стражей иначе, как в случаях, законом определенных.
74. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.
75. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище без согласия его хозяина обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных.
76. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами.
77. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.
78. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний.
79. Каждый может в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.
80. Российские подданные имеют право образовать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом.
81. Российские подданные пользуются свободой веры. Условия пользования этой свободой определяются законом.
82. Правами российских подданных иностранцы, в России пребывающие, пользуются с соблюдением ограничений, установленных законом.
83. Изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, определены особыми законами.
Глава девятая
О законах
84. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке.
85. Сила законов равно обязательна для всех без изъятия российских подданных и для иностранцев, в Российском государстве пребывающих.
86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора.
87. Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней государю императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменения ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в Постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращаются, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная дума или Государственный совет.
88.Законы, особенно изданные для какой-либо местности или части населения, новым общим законом не отменяются, если в нем именно такой отмены не поставлено.
89. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме тех случаев, когда в самом законе поставлено, что сила его распространяется и на время предшествующее или что он есть только подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего.
90. Общее хранение законов полагается в Правительствующем сенате. Посему все законы должны быть вносимы в подлиннике или в заверенных списках в Правительствующий сенат.
91. Законы обнародываются во всеобщее сведение Правительствующим сенатом в установленном порядке и прежде обнародования в действие не приводятся.
92. Законодательные постановления не подлежат обнародованию, если порядок их издания не соответствует положениям сих Основных законов.
93. По обнародовании закон получает обязательную силу со времени назначения для того в самом законе срока, при неустановлении же такового срока – со дня получения на месте листа сенатского издания, в коем закон напечатан. В самом издаваемом законе может быть указано на обращение его до обнародования к исполнению по телеграфу или посредством нарочных.
94. Закон не может быть отменен иначе, как только силой закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу.
95. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком.
96. Постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств по рассмотрении Военным и Адмиралтейств советами по принадлежности непосредственно представляются государю императору, если только сии постановления, положения наказы относятся к собственно к одним упомянутым ведомствам, не касаются предметов общих законов и не вызывают нового расхода из казны или же вызываемый ими новый расход покрывается ожидаемыми сбережениями по финансовой смете Военного или Морского министерства по принадлежности. В том же случае, когда новый расход не может быть покрыт указанными сбережениями, представление означенных постановлений, положений и наказов на высочайшее утверждение допускается лишь по испрошении в установленном порядке ассигнования соответственного кредита.
97. Постановления по военно-судебной и военно-морской судебной частям издаются в порядке, установленном в сводах военных и военно-морских постановлений.
Глава десятая
О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий
98. Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами государя императора.
99. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государственной думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора.
100.Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.
101.Государственная дума образуется из членов, избираемых населением российской империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу.
102. Государственный совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная дума проверяет полномочия своих членов.
103. Членом Государственного совета и членом Государственной думы одно и то же лицо быть не может.
104. Состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен новым составом до истечении срока полномочий сих членов по указу государя императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.
105.Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.
106.Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.
107.Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляются возбуждать предположения законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору.
108. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляются обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону Правительствующему сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.
109. Ведению Государственного совета и Государственной думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат те дела, кои указаны в учреждениях Совета и Думы.
110. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные предложения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.
111. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственной думой, признаются отклоненными.
112.Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.
113. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственной думой, представляются государю императору председателем Государственного совета.
114. При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим, принятым на себя Российским государством, обязательствам.
115. Кредиты на расходы Министерства императорского двора вместе с состоящими в его ведении учреждениями в суммах, не превышающих ассигнований по государственной росписи на 1906 год, обсуждению государственного совета и Государственной думы не подлежат. Равным образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обуславливаются постановлениями Учреждения об императорской фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам.
116. Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя, установленным порядком утвержденная, роспись, с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой росписи по постановлениям Совета Министров в распоряжение министерств и главных управлений открываются постепенно кредиты в размерах действительной потребности, не превышающие, однако, в месяц во всей их совокупности одной двенадцатой части общего по росписи итога расходов.
117.Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам в порядке верховного управления на основаниях, в законе определенных.
118.государственные займы для покрытия как сметных, так и сверхсметных расходов разрешаются порядком, установленным для утверждения государственной росписи доходов и расходов 117, разрешаются государем императором в порядке верховного управления. Время и условия совершения государственных займов определяются в порядке верховного управления.. Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в пределах, предусмотренных в статье 116, а также займы для покрытия расходов, назначаемых на основании статьи
119.Если по заблаговременном внесении в Государственную думу предложений о числе людей, потребном для исполнения армии и флота, закон по сему предмету не будет в установленном порядке издан к 1 мая, то указом государя императора призывается на военную службу необходимое число людей, не свыше, однако, назначенного в предшествующем году.
Глава одиннадцатая
О Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.
120. Направление и объединение действий министров и главноуправляющих отдельными частями по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления возлагается на Совет Министров на основаниях, в законе определенных.
121. Министры и главноуправляющие отдельными частями имеют право участия в голосовании в Государственном совете и Государственной думе только в том случае, если они состоят членами сих установлений.
122. Обязательные постановления, инструкции и распоряжения, издаваемые Советом Министров, министрами и главноуправляющими отдельными частями, а также другими, на то законом уполномоченными, установлениями, не должны противоречить законам.
123. Председатель Совета Министров, министры и главноуправляющие отдельными частями ответствуют пред государем императором за
124.За преступные по должности деяния председатель Совета Министров, министры и главноуправляющие отдельными частями подлежат гражданской и уголовной ответственности на основаниях, в законе определенных…
Комментарии |
|