История России - История России с XVII-нач. XX вв.
Р О С С И Й С К А Я  С О Ц И А Л - Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я  Р А Б О Ч А Я  П А Р Т И Я

КО BCЕM РАБОЧИМ И РАБОТНИЦАМ САПОЖНОЙ ФАБРИКИ.

Товарищи! Нигде, вероятно, хуже не живется рабочему человеку, чем в нашей сапожной фабрике[1]. Мастера помыкают нами и обращаются страшно грубо. Ha каждом шагу обижают нас и оскорбляют нашу человеческую честь; постоянными штрафами нас донимают, на нас смотрят просто как на рабочий скот. Мы хиреем, тратим здоровье и губим наши лучшие годы на то, чтобы шайка тунеядцев все больше жирела, да богатела. Поработаешь нескольхо лет, потеряешь силы, и тебя выбрасывают бессовестно на мостовую. Рассчитывают за малейшую безделицу. А какие безобразия творятся со штрафами. Испортит рабочий на пять-десять копеек, а ему ставят штраф полтинник, а то и целый целковый. И все этим подлецам сходит, потому что не видят с нашей стороны никакого дружного отпора. Вы еше не забыли, товарищи, как в прошлом году рабочий Мартынов просил у мастера Кребса отпустить его в 6 часов, он чувствовал себя дурно. Негодяй мастер не пустил его - рабочему ведь не верят, а в 7 часов Мартынова уже не было в живых. Наши товарищи мрут, как собаки под забором, а виновники их преждевременной смерти здравствуют и наслаждаются жизнью. Такие возмутительные веща творятся у нас, а мы все терпим, да терпим. Фабриканты видят наше долгое терпение, а потому с нами обращаются все хуже да хуже. Вот в четверг, 13 февраля, должны были работать до 6 часов вечера, а мы всей фабрикой по приказанию заведующего Гриммера [работали] до семи. Но всего этого мало им. Им мало того, что рабочий гибнет от непосильной работы, что заработка его ему хватает на полуголодное существование. Далее этот кусок хлеба, облитый нашей кровью и потом, они теперь хотят вырвать у нас. Уже в прошлом году сбавили расценки на третью часть расценной сбавки, да еще 50 человек рассчитали. С 15 марта эти пониженные расценки уже сбавляют чуть ли не наполовину. Над нами, товарищи, самым подлым образом шутят. Гриммер ведь не постеснялся даже сказать обступившим его женщинам: «работать будете больше, а зарабатывать меньше». Неужели мы позволим так издеваться над собой? Неужели мы не сумеем показать, что с нами играть опасно? Фабричиый инспектор подписал новый табель, он ведь заодно с фабрикантами. Его правительство на то и поставило, чтобы поддерживать и защищать выгоды капиталистов. Инспектор, получающий три или четыре тысячи жалованья, отлично понимает, что на 50 или 15 рублей в месяц прожить нельзя, но ему мало дела до этого. Лишь бы капиталист наживался. Ради нужды и спокойствия капиталистов правительство ваше душит рабочий народ. Нам на шею правительство сажает шпионов, которые караулят всякий шаг и доносят на нас... Благодаря этой язве, лучшие товарищи, те, которые заступаются [63] за наше общее дело, пропадают. Инспектора, полиция, шпионы, фабриканты - одна братия. Пора нам призадуматься над этим. Пора уж нам знать, что от такого полицейского правительства нам ждать нечего.

Мы должны только из нас самих полагаться, на весь рабочий люд. Мы должны сознать, что дело только тогда примет другой оборот, когда весь этот гнусный порядок будет уничтожен. Для этого нам всем следует сплотиться в одну многомиллионную дружную армию, и тогда мы завоюем новый, справедливый строй жизни. Товарищи, покажем и теперь нашу силу. Встанем все, как один человек, за наше общее дело. Нас пытаются всякими хитрыми способами разъединить, вбить между нас клин. Для этого и вводят в одном отделении поденную, а в другом сдельную плату. Одним надбавят копейку, а другим зато 10 сбавят. Мы покажем, что все эти хитрые шутки ни к чему не ведут. Нас этим обмануть нельзя. Будем же действовать дружно против наших врагов. Капиталист силен поддержкою царского правительства, но у нас, братцы, гораздо большая сила. Нам надо только соединиться и тогда враг не устоит против нашего напора. Кто отстанет от общего дела, тот изменник, тот не товарищ. Помните же это и требуйте следующее:

1. Чтобы работы начинались в 7 час утра и кончались в 6 час. вечера и чтобы на обед давали 1 1/2 часа.

2. Чтобы поденную плату повысить на 10 процентов.

3. Чтобы прежние расценки повысить на 10 процентов, а не понизить... жизнь все дорожает, и заработок наш должен возрастать, а не падать.

4. Чтобы в субботу работа кончалась в 3 часа, как на других заводах, а не в 5 часов.

5. Чтобы получка производилась правильно каждую неделю, а не как сейчас: иной раз через три недели.

6. Чтобы мастера не смели обращаться грубо... Они имеют дело с людьми, сознающими свое человеческое достоинство, а не с покорными рабами.

7. Чтобы прекратить позорный обыск при выходе из фабрик...

Мы не воры, а воры хозяева, которые каждый день воруют наши силы, наше здоровье, наш труд и грабят наш заработок.

Долой капиталистов!
Долой самодержавие!
Да здравствует политическая свобода!

Петербургский Комитет
Российской Социал-Демократической
Рабочей Партии.


Гект., 1 стр., 32 1/2 X 20 см., библиотека ИМЭЛ,
листовка № 120.

[1] С.-Петербургское товарищество механического производства обуви «Скороход», Заставская, 15. Основано в 1882 г. Было около 5 тыс. рабочих. Ныне фабрика механического производства обуви «Скороход» им. Якова Андреевича Калинина.


Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 63-64.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."