История России - История России с XVII-нач. XX вв.

На подлинном: «О забастовке рабочих на фабриках и заводах Петербурга и других местностях империи». На поле сохранилась помета рукой Николая II.



Серьезность положения, которое создалось последними забастовками рабочих, охватившими почти все фабрики и заводы Петербурга и распространившимися на другие местности империи, побуждает меня довести до высочайшего вашего императорского величества сведения, данные по этому предмету, могущие заслуживать вашего внимания.

Как известно вашему величеству, стачка рабочих в Петербурге началась с 3 сего января и, усиливаясь постепенно, распространяясь все на большее и большее количество фабрик, достигла своих высших размеров 8 января и привела 9 января к известным вашему величеству уличным беспорядкам в столице, потребовавшим вмешательства вооруженной силы. Затем в течение трех дней, 10, 11 и 12 января, стачка держалась на одном уровне; часть рабочих отказывалась становиться на работу, заявляя свои требования, другая же часть уклонялась от работ без всякого заявления своих желаний. С вечера 13 января в рабочей среде начало проявляться некоторое успокоение, которое еще яснее выразилось 14 и 15 января. Именно: 14 числа с утра постепенно стали на работы рабочие таких крупных мануфактур, как Резиновая, (6.500 рабочих), Франко-русский завод (2.000), суконная мануфактура Торнтона (1.150), мануфактуры: Петровская (1.400), Спасская (1.300), Паля (1.600), Стеариновый завод (500); приступили также к работам во многих районах почти все средние и мелкие промышленные заведения, хотя и не в полном составе рабочих, и затем в течение дня возобновили работы все типографии, пивоваренные заводы, табачные и конфектные фабрики. Начиная с утра 15 января, к работам приступил ряд других значительных заводов и фабрик: Вагоностроительный завод (2.240 чел. рабочих), Новая Бумагопрядильня (1.775), писчебумажная фабрика Варгунина (700), Российская мануфактура (690), Теителевский химический завод (500). К понедельнику 17 января из общего числа рабочих промышленных заведений, состоящих под надзором фабричной инспекции, остается незанятых работою около 43.000 человек, в том числе Путиловского завода 12.600 и Невского судостроительного 6.000; необходимо, однако, заметить, что на Путиловском заводе начался уже наем уволенных после забастовки рабочих, при чем настроение нанимающихся очень мирное, и между ними слышатся разговоры, выражающие удовольствие по поводу прекращения только что пережитого тревожного времени. Путиловский завод, закончив наем, приступит с понедельника к работам и, постепенно открывая свои мастерские и ставя на работы ежедневно около 1.000 чел., через девять дней пойдет полным ходом. Наиболее упорными оказались рабочие фабрик и заводов Выборгской стороны, где еще не приступило [7] к работам ни одно крупное промышленное заведение. Упорство этого района объясняется тем, что «Собрание русских фабрично-заводских рабочих в С.-Петербурге» получило свое основание и дальнейшее развитие именно здесь. Можно, однако, надеяться, что в районе Выборгской стороны рабочие вскоре станут на работу, так как Петербургский металлический завод (2.000 человек), рабочие которого играют здесь руководящую роль, ожидает только начала работ на Путиловском и Невском заводах.

Приведенные сведения дают основание полагать, что на фабриках и заводах Петербурга постепенно наступает успокоение и что если не произойдет каких-либо особых событий, то к концу недели работы на них восстановятся в полном объеме.

В прочих местностях империи дело представляется в следующем виде. Стачка в Москве не достигла особенно больших размеров: число забастовавших, правда, превышало 20.000 человек, но забастовка не носила того упорного характера, как в Петербурге,- отдельные фабрики и заводы то прекращали, то снова возобновляли работы, и вообще стачка не имела прочной организации, а являлась скорее откликом тех рабочих беспорядков, которые происходили в Петербурге. Во всех прочих центральных губерниях империи крупных забастовок не произошло, за исключением только г. Саратова и его района, где забастовка распространилась даже на низших служащих двух управлений ж. д., прекративших вследствие этого товарное движение. Впрочем, в самом Саратове в настоящее время замечаются уже признаки успокоения; по крайней мере, по данным фабричной инспекции, некоторые лесопильные заводы и мукомольные мельницы возобновили уже работу.

Более серьезным представляется положение дела на западных окраинах империи, особенно в Прибалтийском крае и в западной части края Привислинского. В Ревеле, Риге, Либаве и Митаве произошли забастовки, отличавшиеся упорным характером, при чем в первых двух городах дело дошло даже до вооруженного столкновения рабочих с войсками. Но особо важное значение, по Моему мнению, имеют забастовки, происшедшие в Лодзи и Варшаве. Возникнув на почве весьма развитой здесь социально-революционной пропаганды, стачка охватила все фабрики и заводы Лодзинского и Варшавского районов, и число забастовавших превышает 100.000 чел. При этом никаких признаков ослабления стачки и успокоения рабочего населения в этих районах пока не замечается.

Повергаемые на благовоззрение вашего императорского величества в настоящем докладе сведения побуждают меня еще раз высказать то мнение, которое уже было доложено мною вашему величеству лично, именно, что рабочий вопрос и возникшее на его почве движение, при всей их серьезности, представляются, по моему глубокому убеждению, значительно менее грозными, нежели другие явления [8] внутренней жизни нашей, о которых должен докладывать вашему императорскому величеству, конечно, не министр финансов.

Позволяю себе думать, что по отношению к рабочему вопросу имеется довольно ясный и определенный путь к удовлетворительному его разрешению. Такой путь, по моему глубокому убеждению, только один: благожелательное к рабочим и вместе с тем твердое и последовательное развитие мероприятий предоставлением в этом деле достаточной свободы действий тому ведомству, которому вверено попечение о нуждах нашей промышленности. В настоящее время особенно нежелательны всякие колебания, а тем более изъятие этого вопроса из компетенции тех учреждений, кои ведают его в силу закона, и особенно недопустимо образование каких-либо исключительных и специальных установлений для его разрешения. Исходя из этого, по моему мнению, было бы наиболее целесообразным избрать тот путь, о котором я позволил себе докладывать вашему императорскому величеству 14 сего января, в присутствии председателя комитета министров, и за который я почитаю своею обязанностью высказаться и в настоящем своем докладе[1].

По моему убеждению, вслед за восстановлением работ на петербургских фабриках и заводах, необходимо войти в обсуждение с фабрикантами и заводчиками столицы тех заявлений, которые частью уже сделаны рабочими, а частью, несомненно, будут ими сделаны[2]. Вслед за этим надо попытаться удовлетворить без всякой задержки те т выясненных нужд, которые окажутся справедливыми и могут найти себе удовлетворение на почве действующего закона, без внесения в положение нашей фабрично-заводской промышленности каких-либо потрясений. Такое направление дела имеет, в моих глазах, весьма существенное значение, подтверждая высочайшие указания рабочим, которые объявлены, с соизволения вашего величества, с.-петербургским генерал-губернатором и мною; оно убедило бы рабочий люд в попечительном отношении к нему правительства и содействовало бы постепенному отдалению рабочих от революционных элементов, внушающих им, что улучшение быта рабочего может быть достигнуто только с помощью насильственных действий. Благоприятное влияние такого направления дела не ограничивалось бы пределами столицы; оно неизбежно послужило бы основанием для правительства настаивать на проведении тех же мер и в других фабрично-заводских местностях, где отношение фабрикантов к рабочим менее благожелательно, чем в Петербурге.

Но, независимо от нужд, которые могут и должны быть удовлетворены на почве действующего закона, несомненно, имеются и другие нужды рабочих, удовлетворение которых предполагает издание закона нового. В этом последнем отношении министерством финансов был предпринят уже ранее ряд работ, завершение коих ныне представляется возможным и настоятельно необходимым. Не утруждая в настоящее время ваше императорское величество подробным изложением моих предположений по этому предмету, я сочту себя обязанным [9] вслед за сим представить особый доклад по данному вопросу и буду ходатайствовать пред вами, государь, о внесении его на рассмотрение комитета министров с исключительною целью подвергнуть предварительному обсуждению главных начальников всех ведомств взгляды министерства финансов по этому важному в порядке государственного управления делу.


Министр финансов, статс-секретарь В. Коковцов

16 января 1905 г.

[1] Письменного доклада от 14 января во всеп. докладах министра финансов, как и в делах м-ва, не имеется.

[2] Такое совещание с фабрикантами и заводчиками было созвано Коковцовым на 24 января. Протокола его не имеется.


Текст воспроизведен по изданию: Красный архив. №04-05 (11 - 15) - М.-Л.; 1925-1926. С. 7 - 10.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."