История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
1748 г. января 11 в собрании пр. Сената докладываю по данному сего ж числа из коллегии иностранных дел доношению, коим на последний из пр. Сената в ту коллегию от 7 сентября 1747 г. указ, о рассмотрении об осетинском народе, который через находящегося тамо архимандрита Пахомия, по крещении, в верности и в подданстве е. и. в. к присяге приводится, не будет ли такое к присяге оного народа привождение постановленным с Портою Оттоманскою или с Персиею мирным трактатом противно и о представлении о том со мнением, в ответ представляет: из сообщенного де пр.
Сенату от коллегии иностранных дел в январе 1744 г. (по объявлению бывших тогда здесь кабардинских владельцев) известию уже сведомо, что оный осетинский народ, разными по уездам званиям именующийся, в кавказских горах между обеими Кабардами в пограничности к Грузии живущей, вольный есть, и ни у кого в подданстве не состоящий, а только некоторые из оных кабардинским владельцам малую подать дают; издревле же сей народ когда еще Грузия в полной своей силе состояла (как о том в поданной в Коллегию иностранных дел грузинского игумена Христофора в доношении показано) под владением грузинских царей был; по завоевании ж Грузии от турков и персов и разделении оной между ними, осетинский народ в своей вольности остался, и по тому о том народе, яко вольном и никому не подлежащем, в постановленных у российской империи с Оттоманскою Портою и Персиею мирных трактах ничего не упоминается, следовательно же противности оным областям в привождении того народа к христианской вере не признается и быть не чаемо. Что же до привода оного к присяге касается, то Коллегия иностранных дел рассуждает, что произвождение оной ныне весьма равномерно быть видится, потому что из того из того народа, по их многолюдству, некоторое токмо еще малое число, а не все окрестились, а которые и крестились, то они , яко недавно крестившиеся, чрез столь краткое время в твердом по надлежащему христианского закона содержании еще никак основаться не могли, отчего и присяга их, следовательно, яко в вере и благочестии совершенно еще не утвердившихся и прямо христианского закона и должности оного не знающих, мало полезна и впредь едва-ли прочна, да и не к чему иному, как единственно к вящщему их чрез то получения себе отсюда каких-либо дач и награждений льщению поводом служить имеет: наипаче же не отпужать бы тем скорым привождением к присяге прочих осетинцев к принятию грекороссийского закона. Того ради, по мнению коллегии иностранных дел надлежит от такого привождения их к присяге ныне удержаться, пока оный народ весь генерально в христианскую веру будет обращен и в истинном познании закона божия и благочестии утвердится. [стр. 478] Впрочем же рассуждается еще и сие, что оный народ (как выше означено) хотя и вольный есть и ни от кого не депендующий, однако-ж разновременным привождением оного к присяге может соседственным с ними державам яко то персам и туркам, некоторый омбраж подан быть, будто бы в каком намеряемом предприятии против них сей народ к здешней стороне привлекается и в подданство приводится; и для того не лучше ли ныне к находящимся в Осетии духовным персонам отписать, дабы они от того приведения к присяге удержались и токмо бы должность свою в привождении того народа ко благочестию и в законе утверждению ревностно исправлять тщались; что же у них происходить будет, о том бы сюда от времени до времени доносили; наипаче же все то предает в рассуждение пр. Сената. А по справке в пр. Сенате: августа 11 дня 1747 г. Пр. Сенатом, по ведению св. пр. Синода, определено и в посланном в св. Синод ведении писано: ежели св. Синод выше означенному архимандриту Пахомию с тамошними осетинскими из знатной фамилии людьми ехать в С.-Петербург за благорассудит, в том ему, архимандриту, позволение учинить, но по тому ведению в св. Синоде что учинено, о том пр. Сенату не сообщено. И пр. Сенат, слушав выше писанного, приказали: в Св. Пр. Синод сообщить ведение, в котором написать, чтоб соблаговолено было из Св. Синода к выше помянутому архимандриту Пахомию послать секретный указ, дабы он и прочие находящиеся при нем духовные персоны осетинского народа к той присяге не приводили, а токмо б, по своей должности, ревностное тщание имели в привождении оного народа ко благочестию и утверждению в законе и что происходить будет, по часту б сюда доносили; ежели ж они, осетинцы, сами из воли своей, у него архимандрита, неотступно требовать будут о приводе их к той присяге, то в таком случае, не объявляя им о том, что по указу к той присяге приводить их не велено, но токмо объявить им, что по указу из пр. Сената и из св. Синода велено ему ехать немедленно с их старшинами в Россию и за скорым его отъездом, ныне к той присяге приводить ему некогда, а прочим остающимся тамо по его отъезде духовным персонам, его подчиненным, без него архимандрита, яко без главной духовной персоны, приводить их к той присяге не следует; а дабы они в приходе ко благочестию не имели за тем сумнения, то при том им объявить, что по желанию их, к присяге они приведены быть могут по возвращении его, архимандрита, из России; и о том же, для ведома и в Коллегию иностранных дел послать указ.
11 января 1748 г.
Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. С. 478 – 479.
Комментарии |
|