История России - История России с XVII-нач. XX вв.

Партия образовалась 15 октября 1905 г. Представляла правое крыло либерального лагеря. В 1907 г. партия распалась: одна часть отошла к октябристам, другая - к черносотенным организациям.


...Основные положения этой программы следующие:

...5. ЕДИНСТВО И НЕДЕЛИМОСТЬ РОССИИ. Этот пункт при настоящих обстоятельствах, есть самый важный в нашей программе. Не только его не выставляют программы других, уже действующих партий, именно конституционно-демократической и социал-демократической, но обеими этими партиями даже вполне допускаются разделение России на отдельные части с собственным автономным устройством при сохранении связи между ними только на федеративных основаниях...

Разъяснение по некоторым из приведенных выше положений программы партии

...ЕДИНСТВО И НЕДЕЛИМОСТЬ РОССИИ. На состоявшемся в сентябре 1905 г. съезде земских и городских деятелей в Москве постановлены между прочим, 14 сентября, следующие резолюции: а) «Имея в виду, что Царство Польское в большей своей части представляет собою совершенно однородное в национальном и культурно-бытовом отношениях и резко обособленное от остальных частей империи целое, признано необходимым немедленно, до установления общеимперского демократического народного представительства с конституционными правами, выделить Царство Польское в особую автономную единицу с сеймом, избираемым на основании всеобщего прямого, равного и тайного голосования, при условии охранения государственного единства Империи и установления возможного исправления границ между Царством Польским и соседними губерниями по обоюдному соглашению как в ту, так и в другую сторону соответственно племенным составам и желаниям местного населения. При этом в Царстве Польском должны действовать общеимперские гарантии гражданской свободы и права национальностей на культурное самоопределение, а также должны быть обеспечены права меньшинства. б) После установления прав гражданской свободы и правильного народного представительства с конституционными правами для всей Империи, должен быть открыт законный путь для установления местных автономий». Затем 15-го сентября съезд составил опубликованное потом воззвание к избирателям, в которое приведенные выше две революции не включены. Нельзя не пожалеть о том молчании, вовсе не означающем позднейшего отречения участников съезда от этих революций, - для этого необходима была бы категорическая отмена их съездов в таком же порядке, в каком они были постановлены, в виде новых резолюций на основании голосования в [38] общем собрании. Закрывая от внимания общества такое важное обстоятельство, как усвоение себе авторами воззвания федеративной программы, это воззвание дает таким образом возможность для случаев заблуждения со стороны избирателей. Для несогласных с мыслью о переустройстве Империи по федеративному типу может получиться неожиданная и вовсе нежелательная картина защиты подобной мысли в Государственной Думе их же избранниками. Ибо, так как упомянутые выше резолюции Московского съезда не были им же в должном порядке отменены, то мы вправе и обязаны считать их дополнением к воззванию съезда и они, таким образом, входят в программу, которой намерены держаться кандидаты в народные представители от партии упомянутого съезда, принявшей, по закрытии съезда, название конституционно-демократической. Лица эти, стало быть, с избранием их в Государственную Думу, будут проводить идею о переустройстве России по федеративному типу. Правда, теперь участники упомянутой партии стараются печатно и устно уверять, что постановленными на Московском съезде революциями автономия для отдельных местностей России разумеется только в культурном, а не в политическом смысле. Но такие уверения лишены всякого основания: текст означенных революций слишком ясен, притом же самое слово «автономия» есть вполне определенный термин и только патриотический, а не культурный, как известно всякому, знакомому сколько-нибудь с государственным правом. Партия правого порядка, со своей стороны, безусловно отвергает, как было замечено выше, всякую идею о переустройстве России по федеративному типу. Не к расщеплению государства и его населения путем автономного обособления отдельных местностей и сопряженной с тем неизбежной территориальной равноправности жителей мы должны идти, а к установлению единого русского гражданства, к равноправности всех на всем пространстве России, независимо от места рождения или постоянного жительства в той или другой ее части. Все русские граждане должны себя чувствовать, как на ближайшей своей родине, так и во всяком углу Империи одинаково слугами, одинаково хозяевами, а государство наше, в особенности при настоящем его международном положении, должно себя сознавать безусловно единым, располагающим на одинаковых основаниях всеми силами своих граждан. И всякий член Государственной Думы, соответственно тому, должен быть проникнут твердым взглядом, что он есть представитель интересов всей России. Кто бы ни был член Думы по своему  месту рождения или жительства, племенному происхождению, сословию, занятию и т. л., для него одинаково близки должны быть заботы о нуждах всякой части Империи, всякой национальности, всякого сословия и всякого класса. Словом, член Думы есть деятель государственный, а не ходатай за интересы лишь известной местности, известного сословия или известного класса по занятиям...

Текст воспроизведен по изданию: Национальный вопрос в программных документах политических партий, организаций и движений России. Начало XX в.: Документы и материалы. Томск, 1998. С. 38 - 39.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."